Общество
Сегодня
Политика
Происшествия
Люди
Экономика
Следствие
Бизнес
Культура
Наука и медицина
Недвижимость
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Поддержать проект
Вопрос-Ответ
Financial Assets
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
В России признаны экстремистскими и запрещены организации «Национал-большевистская партия», «Свидетели Иеговы», «Армия воли народа», «Русский общенациональный союз», «Движение против нелегальной иммиграции», «Правый сектор», УНА-УНСО, УПА, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Мизантропик дивижн», «Меджлис крымскотатарского народа», движение «Артподготовка», общероссийская политическая партия «Воля». Признаны террористическими и запрещены: «Движение Талибан», «Имарат Кавказ», «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), Джебхад-ан-Нусра, «АУМ Синрике», «Братья-мусульмане», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», Общественное движение «Штабы Навального», интернет-издание «Спутник и погром», компания Meta Platforms. Inc.
НКО, выполняющие функции иностранного агента: Некоммерческая организация «Фонд по борьбе с коррупцией», Межрегиональный профессиональный союз работников здравоохранения "Альянс врачей", Автономная некоммерческая организация «Центр по работе с проблемой насилия «НАСИЛИЮ.НЕТ», Программно-целевой Благотворительный Фонд "СВЕЧА", Красноярская региональная общественная организация "Мы против СПИДа", Некоммерческая организация "Фонд защиты прав граждан", Автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг "Акцент", Межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов "Открытый Петербург", Санкт-Петербургский благотворительный фонд "Гуманитарное действие", Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан "Феникс ПЛЮС", Фонд содействия правовому просвещению населения "Лига Избирателей", Некоммерческая Организация Фонд "Правовая инициатива", Некоммерческая организация Фонд "Общественный фонд социального развития "Генезис", Автономная некоммерческая организация информационных и правовых услуг "Гражданская инициатива против экологической преступности", Некоммерческая организация "Фонд борьбы с коррупцией", Пензенский региональный общественный благотворительный фонд "Гражданский Союз", Ингушское республиканское отделение общероссийской общественной организации "Российский Красный Крест", Общественная организация "Саратовский областной еврейский благотворительный Центр "Хасдей Ерушалаим" (Милосердие), Частное учреждение "Центр поддержки и содействия развитию средств массовой информации", Региональная общественная организация содействия соблюдению прав человека "Горячая Линия", Фонд "В защиту прав заключенных", Автономная некоммерческая организация "Институт глобализации и социальных движений", Автономная некоммерческая организация противодействия эпидемии вич/спида и охраны здоровья социально-уязвимых групп населения "Центр социально-информационных инициатив Действие", Челябинское региональное диабетическое общественное движение "ВМЕСТЕ", Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан, Благотворительный фонд помощи осужденным и их семьям, Городской благотворительный фонд "Фонд Тольятти", Свердловский региональный общественный фонд социальных проектов "Новое время", Фонд содействия устойчивому развитию "Серебряная тайга", Фонд содействия развитию массовых коммуникаций и правовому просвещению "Так-Так-Так", Региональная общественная организация содействия просвещению граждан "Информационно-аналитический центр "Сова", Региональная общественная организация помощи женщинам и детям, находящимся в кризисной ситуации "Информационно-методический центр" Анна", Автономная некоммерческая организация социальной поддержки населения "Проект Апрель", Региональный благотворительный фонд "Самарская губерния", Свердловский областной общественный фонд "Эра здоровья", Международная общественная организация "Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество "Мемориал", Автономная Некоммерческая Организация "Аналитический Центр Юрия Левады", Автономная некоммерческая организация "Издательство "Парк Гагарина", Фонд содействия защите здоровья и социальной справедливости имени Андрея Рылькова, Благотворительный фонд социально-правовой помощи "Сфера", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности "Уральская правозащитная группа", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности - женское общественное объединение "Женщины Евразии", Омская региональная общественная организация "Центр охраны здоровья и социальной защиты "СИБАЛЬТ", Городская общественная организация "Рязанское историко-просветительское и правозащитное общество "Мемориал" (Рязанский Мемориал), Городская общественная организация "Екатеринбургское общество "МЕМОРИАЛ", Автономная некоммерческая организация "Институт прав человека", Некоммерческая организация "Фонд защиты гласности", Региональное общественное учреждение научно-информационный центр "МЕМОРИАЛ", Союз общественных объединений "Российский исследовательский центр по правам человека", Автономная некоммерческая организация "Дальневосточный центр развития гражданских инициатив и социального партнерства", Общественная организация "Пермский региональный правозащитный центр", Фонд "Гражданское действие", Межрегиональный общественный фонд содействия развитию гражданского общества "ГОЛОС-Урал", Автономная некоммерческая организация "Центр независимых социологических исследований", Негосударственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышение квалификации) специалистов "АКАДЕМИЯ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА", Свердловская региональная общественная организация "Сутяжник", Межрегиональная благотворительная общественная организация "Центр развития некоммерческих организаций", "Частное учреждение в Калининграде по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров северных стран", Региональная общественная благотворительная организация помощи беженцам и мигрантам "Гражданское содействие", Автономная некоммерческая организация "Центр антикоррупционных исследований и инициатив "Трансперенси Интернешнл-Р", Региональный Фонд "Центр Защиты Прав Средств Массовой Информации", Некоммерческое партнерство "Институт развития прессы - Сибирь", "Частное учреждение в Санкт-Петербурге по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров Северных Стран", Межрегиональная общественная организация Информационно-просветительский центр "Мемориал", Межрегиональная общественная правозащитная организация "Человек и Закон", Фонд поддержки свободы прессы, Санкт-Петербургская общественная правозащитная организация "Гражданский контроль", Калининградская региональная общественная организация "Правозащитный центр", Региональная общественная организация "Общественная комиссия по сохранению наследия академика Сахарова", Некоммерческое партнерство "Институт региональной прессы", Частное учреждение "Информационное агентство МЕМО. РУ", Фонд "Институт Развития Свободы Информации", Калининградская региональная общественная организация "Экозащита!-Женсовет", Фонд содействия защите прав и свобод граждан "Общественный вердикт", Межрегиональная общественная организация Правозащитный Центр "Мемориал", Евразийская антимонопольная ассоциация.
Иностранные СМИ, выполняющие функции иностранного агента: "Голос Америки", "Idel.Реалии", Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Телеканал Настоящее Время, Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi), Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC), "Сибирь.Реалии", "Фактограф", "Север.Реалии", Общество с ограниченной ответственностью "Радио Свободная Европа/Радио Свобода", Чешское информационное агентство "MEDIUM-ORIENT", Пономарев Лев Александрович, Савицкая Людмила Алексеевна, Маркелов Сергей Евгеньевич, Камалягин Денис Николаевич, Апахончич Дарья Александровна, Юридическое лицо, зарегистрированное в Латвийской Республике, SIA «Medusa Project» (регистрационный номер 40103797863, дата регистрации 10.06.2014), Общество с ограниченной ответственностью «Первое антикоррупционное СМИ», Юридическое лицо, зарегистрированное в Королевстве Нидерландов, Stichting 2 Oktober (регистрационный номер № 69126968), являющееся администратором доменного имени интернет-ресурса «VTimes.io», Баданин Роман Сергеевич, Гликин Максим Александрович, Маняхин Петр Борисович, Ярош Юлия Петровна, Чуракова Ольга Владимировна, Железнова Мария Михайловна, Лукьянова Юлия Сергеевна, Маетная Елизавета Витальевна, Юридическое лицо «The Insider SIA», зарегистрированное в Риге, Латвийская Республика (дата регистрации 26.06.2015), являющееся администратором доменного имени интернет-издания «The Insider», https://theins.ru, Рубин Михаил Аркадьевич, Гройсман Софья Романовна, Рождественский Илья Дмитриевич, Апухтина Юлия Владимировна, Постернак Алексей Евгеньевич, Общество с ограниченной ответственностью Телеканал Дождь, Петров Степан Юрьевич, Юридическое лицо Istories fonds, зарегистрированное в Латвийской Республике (регистрационный номер 50008295751, дата регистрации 24.02.2020), Шмагун Олеся Валентиновна, Мароховская Алеся Алексеевна, Долинина Ирина Николаевна, Шлейнов Роман Юрьевич, Анин Роман Александрович, Великовский Дмитрий Александрович, Общество с ограниченной ответственностью «Альтаир 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Ромашки монолит», Общество с ограниченной ответственностью «Главный редактор 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Вега 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Важные иноагенты», Каткова Вероника Вячеславовна, Карезина Инна Павловна, Кузьмина Людмила Гавриловна, Костылева Полина Владимировна, Лютов Александр Иванович, Жилкин Владимир Владимирович, Жилинский Владимир Александрович, Тихонов Михаил Сергеевич, Пискунов Сергей Евгеньевич, Ковин Виталий Сергеевич, Кильтау Екатерина Викторовна, Любарев Аркадий Ефимович, Гурман Юрий Альбертович, Грезев Александр Викторович, Важенков Артем Валерьевич, Иванова София Юрьевна, Пигалкин Илья Валерьевич, Петров Алексей Викторович, Егоров Владимир Владимирович, Гусев Андрей Юрьевич, Смирнов Сергей Сергеевич, Верзилов Петр Юрьевич, Общество с ограниченной ответственностью «ЗП», Общество с ограниченной ответственностью «Зона права», Общество с ограниченной ответственностью «ЖУРНАЛИСТ-ИНОСТРАННЫЙ АГЕНТ», Вольтская Татьяна Анатольевна, Клепиковская Екатерина Дмитриевна, Сотников Даниил Владимирович, Захаров Андрей Вячеславович, Симонов Евгений Алексеевич, Сурначева Елизавета Дмитриевна, Соловьева Елена Анатольевна, Арапова Галина Юрьевна, Перл Роман Александрович, Общество с ограниченной ответственностью «МЕМО», Американская компания «Mason G.E.S. Anonymous Foundation» (США), являющаяся владельцем интернет-издания https://mnews.world/, Компания «Stichting Bellingcat», зарегистрированная в Нидерландах (дата регистрации 11.07.2018), Автономная некоммерческая организация по защите прав человека и информированию населения «Якутия – Наше Мнение», Общество с ограниченной ответственностью «Москоу диджитал медиа», Акционерное общество «РС-Балт», Заговора Максим Александрович, Ветошкина Валерия Валерьевна, Павлов Иван Юрьевич, Скворцова Елена Сергеевна, Оленичев Максим Владимирович, Общество с ограниченной ответственностью «Как бы инагент», Кочетков Игорь Викторович, Фонд развития книжной культуры «Иркутский союз библиофилов», Общество с ограниченной ответственностью «Честные выборы», Общество с ограниченной ответственностью «Нобелевский призыв», Еланчик Олег Александрович, Григорьева Алина Александровна, Григорьев Андрей Валерьевич, Гималова Регина Эмилевна, Хисамова Регина Фаритовна.
Лента новостей
Лента новостей
Новости – Общество
Русская планета

Эпоха, вылепленная из глины

Дымковская игрушка в музее русской игрушки. Фото: Артем Павлов / РИА Новости
Как дымковская игрушка завоевала Вятку и Россию, а затем стала самой известной глиняной игрушкой в мире
Полина Виноградова
24 августа, 2015 17:35
11 мин
Дымковской игрушке уже более четырех веков. За это время менялись ее сюжеты, цвета, краски, но главное оставалось неизменным. Каждая статуэтка неповторима. Самобытное произведение искусства, которое высоко ценят знатоки всего мира. В России дымковская игрушка стала визитной карточкой Вятки, а во всем мире — символом России.
«Русская планета» перелистала наиболее яркие страницы истории одного из самых известных русских народных промыслов.
Дымковская игрушка получила название по месту своего рождения. Слобода Дымково была основана в конце XV — начале XVI веков на окраине города Хлынов, который позднее будет переименован в Вятку, а потом — в Киров. Ее заселяли высланные царем Иваном III из родного города за непокорность жители Великого Устюга, специализировавшиеся на гончарном промысле. Со временем они начали изготавливать из местной глины тысячи разукрашенных свистулек, чтобы продать их на уникальном вятском празднике — Свистопляске.
Появление этого праздника историки связывают с так называемым «Хлыновским побоищем».
– Все имеющие у нас сведения основаны на описаниях этих событий, собранных путешественником, географом, первым членом-корреспондентом Российской академии наук Петром Рычковым и зятем Кутузова, генерал-майором, историком Николаем Хитрово, — рассказывает корреспонденту РП историк Юрий Хорошилов. — В конце XIV — начале XV веков Хлынов осадили инородцы — исконные обитатели этих земель. Они вознамерились взять город штурмом и изгнать незваных гостей со своей территории. Жители Хлынова, укрывшиеся за укрепленными стенами, обратились за помощью в Великий Устюг. Устюжане незамедлительно пришли на помощь соседям и послали войска. Однако подмога прибыла ночью, причем не с той стороны, откуда ее ждали. В темноте вятчане решили, что это враги, и вступили с ними в бой. Прежде чем они осознали свою ошибку, многие устюжане успели погибнуть в братоубийственном бою.
Никаких исторических документов, подтверждающих достоверность легенд о Хлыновском побоище, нет. Однако горожане верили, что все произошло именно так. И в память об этих событиях жители Хлынова ежегодно устраивали весной поминовение невинно убиенных на месте кровавого побоища, где была построена памятная часовня.
После торжественной панихиды начинались народные гуляния — праздник, получивший название Свистопляска. Столь скорый переход от скорби к веселью никого не шокировал — он символизировал торжество жизни над смертью.
– В обязательной программе праздника было катание глиняных шаров с высокого берега реки Вятки, кулачные бои, песни и пляски, — говорит корреспонденту РП историк Игорь Максимов. — Устанавливалось множество балаганов, в которых продавали самые разнообразные угощения и напитки, но главное — глиняные свистульки и женские фигурки, символизировавшие вдов, потерявших своих мужей во время сражения вятчан и устюжан.
Свистульки пользовались особенной популярностью не только у детей, но и у взрослых. Громкий свист должен был отпугнуть злых духов загробного мира, которые могли посетить веселую тризну. Поэтому все гости праздника охотно раскупали тысячи дешевых свистулек.
– В 1811 году Николай Хитрово записал следующее: «Народ собирается с небольшими свистками, и целый день свищет, ходя по улицам и стоя на валу», — рассказывает Юрий Хорошилов. — Учитель местной гимназии Баженов в 1817 писал о празднике так: «Поминки сопровождаемы были свистанием малых детей в глиняные дудочки, которых там, равно как и прочих мелочных детских игрушек и из глины выделанных, различно раскрашенных и местами позолоченных кукол, продается великое множество. В древние времена может быть производилась тут и пляска под свист означенных дудок, от чего и могло сие место получить название Свистопляска». А в 1838 году в заметке в вятской газете впервые описываются и некоторые сюжеты продававшихся игрушек: «Заранее съезжаются торговки с куклами, шариками, свистульками особенного устройства. Все это делается из вятской глины с удивительным, неподражательным искусством: часто медведь походит на козла, не говоря уже о фигурках, которые все без исключения фантастические, созданные воображением вятских торговок; ибо ни одного существа, похожего на них, не найдете в природе».
Роспись дымковской игрушки. Фото: Михаил Кухтарев/РИА Новости
Роспись дымковской игрушки. Фото: Михаил Кухтарев/РИА Новости
Впервые о том, что все глиняные игрушки и свистульки делали именно в Дымковской слободе, сообщила газета «Санкт-Петербургские ведомости», описывая праздник Свистопляски в 1856 году. Столичный журналист, впрочем, отозвался о местном промысле пренебрежительно: «Около часовни по берегу оврага устраиваются в два ряда балаганы, полные глиняных изделий слободы Дымково, что за рекою. Они состоят из кукол и групп их такой формы, что очень легко принять лошадь за барана и медведя за свинью. О форме человека и говорить нечего, только издали и то детское воображение притом без претензий может довольствоваться ими. О виде же и говорить нечего много, каждая фигура или полосатая, или вся в мушках, преимущественно черных или красных». В этой же заметке сообщается, что жители Дымковской слободы изготавливают фигурки всю зиму и продают их даже за пределами Вятской губернии, получая доход примерно в 2 тыс. рублей — огромная по тем временам сумма. «Глиняные куклы не всегда бывают дешевы; некоторые из них, в особенности группы, раскрашенные красками с паленкою золота сусального, доходят по цене до рубля и более, простые же не дороже 10 и 15 копеек», — сообщает автор статьи.
– В статистических сведениях о числе ремесленников в Вятке, «занимающихся деланием глиняных кукол», в 1857 году сообщается, что их 51 человек, — говорит Игорь Максимов. — Отделкой и росписью игрушек занимаются исключительно женщины и дети, начиная с 10 лет. Деревенские жители, у которых недоставало денег на покупку, приобретали фигурки и свистульки по бартеру — в обмен на яйца. За самую простую просили 2 яйца, за те, что получше — 5.
С середины XIX века традиции Свистопляски постепенно начали утрачиваться. Ушли в прошлое катания шаров, вслед за ними — кулачные бои. Праздник название поменял, превратившись к началу XX века в Свистунью. Продажа ярких глиняных кукол и свистулек стала основным содержанием торжества, а сам он стал обычной ярмаркой. Вятский писатель Всеволод Лебедев описал ее так: «Когда идешь к ней, кажется, что медленно взбираешься на какую-то большую гору, вершина которой оглушает твою кровь и сознание. Потом у базара понимаешь, что это свист... Идущие люди бережно держат перед лицами глиняную небольшую игрушку, ценой в три или пять копеек, изображающую двухголового зверя или барана с золотыми пятнами на боках. В хвост этому барану и свистят. Этот блеск и свист сначала озадачивает, а потом поднимает на воздух — и так путешествуешь до вечера, а ночью — в глазах и ушах во сне стоит что-то яркое и радостно нежное. Это праздник Свистунья». Последняя Свистунья состоялась в конце 20-х годов прошлого века.
Самые ранние из дымковских игрушек, хранящихся в музеях, сделаны в последние десятилетия XIX века. Более ранних работ нет. Дело в том, что до этого времени никому и в голову не приходило, что они имеют художественную ценность. Лишь когда среди столичных жителей распространилась мода украшать свои дома фарфоровыми статуэтками, обыватели провинциальной Вятки начали выставлять напоказ на подоконниках и в горках с посудой местные дымковские игрушки. Особенной популярностью пользовались «бароны» — упитанные горожане в пышных костюмах, «кавалеры», напоминавшие пастушков с лубочных картинок, и, конечно же, надменные «дамы» в платьях с необычайно широкими подолами. Краевед Николай Спасский отмечал, что местные мастерицы, расписывая фигурки, очень искусно следовали всем новинкам моды. На дамах можно найти все модные детали тех лет — платья с воланами и пышными рукавами, юбки в складку, капоры и шляпки с полями, ажурные зонтики и ридикюли.
В 70-х годах прошлого века более остальных ценились изделия мастера Пенкина, который делал этнографические статуэтки представителей коренных народов — вотяков и черемисов.
Среди фигурок животных чаще всего встречались медведи, коровы, лошади, козлы, утки и гуси. Как писали в 1869 году «Вятские губернские ведомости», они «усовершенствовались»: «Коровы и лошади делаются более или менее похожими на своих первообразов».
– Дымковские игрушки впервые привлекли внимание столичных жителей, когда стали главным вятским сувениром. Всеволод Лебедев писал: «Что привезти из Вятки в столицу? Берестяной бурачок, пахнущий деревом свежим, да куклу, что так блестит и светит, что при ней в разговоре слово бранное побоишься сказать: ведь за стеклом она красавица, сделанная рукой деревенской старухи, — стоит, как гостья, и держись при ней чище и прямее». А в 1882 году дымковские игрушки впервые попали на Всероссийскую художественно-промышленную выставку в Москве, — говорит Юрий Хорошилов. — Там они были признаны «оригинальными», «неподражаемыми» и быстро начали завоевывать популярность в других губерниях. Всего за несколько лет их начали поставлять даже и в Сибирь. А в 1890 году на Казанской выставке изделиям вятских кукольниц уже отдали целый отдел. И в том же году они заняли центральное место на Первой выставке игрушек, организованной художником Александром Бенуа.
– В начале XX века появились и первые коллекционеры дымковских игрушек. Благодаря их стараниями сегодня мы можем видеть в музеях фигурки-свистульки тех лет, — рассказывает Игорь Максимов. — В начале позапрошлого века дымковская игрушка — это уже не просто дамы и кавалеры, уточки и коньки. Вятские мастерицы научились лепить из глины все, что видели вокруг, и именно это делает изделия тех лет особенно ценными. С фотографической точностью в них запечатлены все детали провинциального слободского быта. Барышни катаются в лодках, женщины доят коров, кормилицы прогуливаются с младенцами, а няньки — с детьми, военные ухаживают за дамами, а те выгуливают собачек — все эти сценки мы может видеть сегодня, потому что мастерицы сохранили их в глине.
Все эти сложнейшие композиции, как и несколько веков назад, в дымковской слободе лепили из глины исключительно руками. Затем несколько дней сушили, потом — обжигали в обычной русской печи. Далее белили мелом, разведенным с молоком, и расписывали красками на яичном белке с помощью самодельных кистей. В качестве финального штриха, для пущего блеска, наносили кусочки сусального золота.
В 1917 году вышла первая книга, посвященная дымковской игрушке — «Вятская глиняная игрушка в рисунках» Алексея Деньшина. Если бы не этот энтузиаст и подвижник, неизвестно, уцелел бы уникальный народный промысел в годы революции и разрухи или нет. Деньшин неустанно работал надо сохранением и возрождением лучших традиций дымковских мастериц, и благодаря его усилиям дымковская игрушка не стала частью истории. Сегодня над нею снова трудятся десятки мастериц, а их работы расходятся по коллекциям и музеям всего мира.
Поделиться
ТЕГИ
поддержать проект
Для поднятия хорошего настроения, вы можете угостить наших редакторов чашечкой кофе
Маленькая чашка кофе
cup
200 ₽
Средняя чашка кофе
cup
300 ₽
Большая чашка кофе
cup
500 ₽
Большая чашка кофе и что-то вкусное
cup
900 ₽
Нажимая на кнопку «Поддержать», я принимаю пользовательское соглашение, политику конфиденциальности и подтверждаю свое гражданство РФ
Кто может поддержать проект?
Поддержать проект могут только граждане России. Поддержка осуществляется только в рублях. В соответствии с требованием закона.
Лень сёрфить новости? Подпишись и БУДЬ В КУРСЕ