Образ, изгнанный из храма
Резная икона. Кадр youtube.com

Резная икона. Кадр youtube.com

Когда появились русские резные иконы, почему их запрещали и как им удалось выжить

В преддверии Пасхи в Кирове открылась выставка православных резных икон «Безмолвная проповедь». В экспозиции представлены 33 работы, вырезанные из дерева. На них запечатлены не только каноничные образы Иисуса Христа и Богородицы, но и редко встречающиеся «Омовение ног», «40 Севастийских мучеников», «Василий и Спиридоний» и «Иоанн Предтеча — ангел пустыни».

РП узнала, как возникла в России традиция создания резных икон, почему они были запрещены Святейшим Синодом, и как возродилось это древнее искусство.

«Иконы на рези»

Традиция изготовления рельефных икон зародилась в Византийской империи. Их вырезали из дерева, слоновой кости, перламутра, мягких пород камня, а также отливали из золота, серебра и меди. Из Византии они пришли в Грецию, Сербию и Болгарию.

– В XI веке первые «иконы на рези» — так их называли в летописях — были привезены на Русь паломниками, возвращавшимися из Святой Земли, — рассказывает корреспонденту РП кандидат искусствоведения Елена Шаронова. — Русских мастеров сразу заинтересовали необычные образы, и они стали работать над созданием собственных икон. Первоначально они лишь копировали технику исполнения византийских мастеров, перенимали их стиль резьбы. Но уже к концу века начали работать в своей, оригинальной манере. В качестве образцов для подражания они использовали прориси икон, подлинные писаные образа, иллюстрации к Библии и другим священным текстам.

Русские резчики научились использовать не дорогие привозные, а местные сорта древесины — чаще всего в ход шли липа и сосна, реже — береза, ольха, осина и ясень. Импортные кипарис, можжевельник, черное дерево, кедр, груше и тис они оставили лишь для особых случаев, для самых ответственных заказов.

Как правило, объемные иконы расписывали, крайне редко поверхность древесины оставляли открытой. Поэтому русские мастера разработали оригинальные техники грунтовки — например, на основе бобрового жира и карлука — особого клея из осетровых рыб. Начали использовать для окрашивания рельефных изображений не только масляные, но также более долговечные восковые и смоляные краски. Стали украшать иконы сусальным золотом и серебром, драгоценными и поделочными камнями — особенно популярны были речной жемчуг и янтарь, металлическими вставками с чеканкой.

– При отделке «резчики иконописные» также использовали дорогие ткани — бархат, парчу, шелк, — продолжает Елена Шаронова. — А чтобы защитить готовое изделие от влаги и жучков-древоточцев, обрабатывали их специальными составами на основе олифы и пчелиного воска, покрывали лаком. Сложные техники обработки и декорирования деревянной поверхности превращали рельефные иконы в настоящие произведения искусства.

Путь к Мономахову трону

Резные иконы покорили Русь. Этому способствовало не только быстро растущее мастерство их исполнения, но и тот факт, что иконописцев в те времена было еще мало. Поэтому писаные иконы стоили очень дорого, и даже за большие деньги приобрести их было сложно. А обилие древесины и большое количество мастеров, имевших отличные навыки работы с ней, сделали деревянные образы не в пример дешевле и доступнее. Поэтому «иконы на рези» можно было увидеть не только в домах, но и в храмах. Вскоре получили распространение и вырезанные целиком из дерева иконостасы.

– Расцвет рельефных икон пришелся на XVI век, — продолжает рассказ Елена Шаронова. — Тогда множество «резчиков иконописных» работало в Киево-Печерской лавре, при Соловецком, Кирилло-Белозерском, Псково-Печерском, Михаило-Архангельском и Свято-Озерском Валдайском монастырях. Особенно знамениты были «древоделы» Троице-Сергиевой лавры, самым известным из которых был Амвросий. Авторство большинства объемных икон установить сложно, поскольку мастера не подписывали свои творения: создание святых изображений считалось делом соборным и молитвенным.

Тогда же, в XVI веке, начала свою работу Кремлевская оружейная палата, в составе которой была открыта мастерская резных дел. В 1551 году в ней было создано замечательное произведение русского искусства — Моленное место царя Ивана Грозного, которое и сегодня можно увидеть в Успенском соборе Московского Кремля. Этот Мономахов трон был изготовлен с использованием традиций резьбы по дереву, накопленных за века работы над резными иконами.

Отвергнутые Петром

В середине XVII века для резных икон наступили тяжелые времена. Раскол, возникший в русской церкви, привел к тому, что их изгнали из храмов.

– Во время церковной реформы, инициированной патриархом Никоном в 50–60 годах XVII века, резные иконы сочли пережитком язычества, влиянием «латинянства», римской католической церкви, и начали активно уничтожать, — рассказывает корреспонденту РП историк Владимир Манаев. — Но несравненно больший ущерб этому искусству нанес указ, изданный Святейшим Синодом 31 августа 1722 года, во времена правления императора Петра I. В указе «Об исправлении иконного изображения» постановлялось: «...резных икон и отливанных не делать и в церквах не употреблять, понеже в греческих и в других православных странах доселе не бывало и ныне не обретается».

После этого указа большая часть русских православных резных икон была просто уничтожена. Наиболее радикально настроенные реформаторы рубили их топорами, сжигали в синодальных кострах. Более лояльные — передавали в епархиальные хранилища. А пассивные противники реформ прятали храмовые святыни в укромные места в подвалах, кладовках, на чердаках церквей. Многие остатки таких тайников петровских времен обнаруживали в XX веке, когда советская власть занялась массовым сносом церковных зданий.

Изготавливать и даже просто иметь в домах объемные иконы и скульптуры было категорически запрещено. Исключение было сделано только для резных крестов и панагий.

– Однако полностью истребить древнее искусство изготовления резных икон не удалось, — говорит Елена Шаронова. — Старообрядцы прятали их в потайных «молельных местах» в своих частных домах, куда не могли прийти с проверкой. Раскольники уносили их с собой на русский Север, в Сибирь — туда, где до них не могли дотянуться карающие руки властей, хранили их в своих тайных скитах. Сегодня музейные собрания деревянной православной пластики Эрмитажа, Русского музея, Третьяковки, Всероссийского художественного научно-реставрационного центра им. Грабаря пополняются в основном из этих мест, где вдалеке от различных политических катаклизмов сохраняли традицию русского иконотворчества из дерева. Здесь продолжали работать мастерские, где обучали новых «древоделов», создавались новые резные образы, киоты и иконостасы.

Сибирское Возрождение

На Урале и в Сибири искусство создания объемных икон пережило новый расцвет не только в раскольничьей среде. Интерес к ним проявила и официальная православная церковь, которой приходилось учиться взаимодействовать и договариваться с многонациональным населением этих территорий.

– Большинство представителей коренных народов Зауралья и Сибири были язычниками, поклонявшимися деревянным идолам, — говорит Владимир Манаев. — Как может быть священным объемное изображение из дерева, им было близко и понятно. А плоские живописные изображение не внушали им доверия. И чтобы облегчить восприятие православия новообращенными христианами, во многих местных храмах стали с молчаливого согласия иерархов появляться объемные иконы Богородицы и Иисуса Христа. Они помогали удержать в лоне Церкви своевольных неофитов. Поэтому сейчас богатейшими коллекциями православной пластики располагают именно музеи Урала и Сибири. В них можно увидеть вырезанного из дерева скуластого Иисуса Христа в костюме финно-угорских охотников или Богородицу с раскосыми глазами.

Чтобы вновь очистить православные храмы от проникших в них резных изображений, Святейший Синод 30 ноября 1832 года утвердил новый указ — «О том, чтобы в церквах не иметь никаких изображений, кроме святых образов». После этого рельефные иконы подверглись новым гонениям.

Сейчас интерес к рельефным иконам растет. Появляется все больше мастеров, каждый из которых работает в своем оригинальном стиле и использует уникальные техники. Эти истинно верующие православные христиане, подвижники, работающие в разных регионах России, возрождают древнее искусство «икон на рези». Их произведения снова можно увидеть во многих православных храмах. А при монастырях сегодня заново создаются мастерские, специализирующиеся на резьбе по дереву.

Идеальная диета для похудения — спасение для женщин Кирова Далее в рубрике Идеальная диета для похудения — спасение для женщин КироваПроверенный и безопасный способ похудения — домашняя диета от Елены Малышевой и Пьера Дюкана Читайте в рубрике «Общество» Выборы и КрымЗачем Госдума перенесла дату выборов президента и отменила открепительные удостоверения Выборы и Крым

Комментарии

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Дискуссии без купюр.
Читайте «Русскую планету» в социальных сетях и участвуйте в обсуждениях
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»