Соль и песок
Водитель Григорий выходит на маршрут. Фото: Алексей Малышев.

Водитель Григорий выходит на маршрут. Фото: Алексей Малышев.

Как корреспондент РП чистил снег на улицах Кирова вместе с дорожной службой

Начальник колонны уборочной техники «Спецавтохозяйства» Андрей Петрыгин назначил мне встречу в пятницу, в 8 вечера на базе компании. Машины убирают снег ночью, когда на дорогах меньше машин.

– Главное, напишите, что город (администрация муниципального образования. — Примеч. РП) очень мало денег дает. С этими снегопадами мы уже в свой январский бюджет залезли, — резюмирует Андрей и спешит дальше по делам. За половину декабря в городе выпала почти месячная норма осадков.

Еще в конце 2010 года муниципалитет переложил все непредвиденные расходы, связанные с устранением последствий непогоды, на подрядчиков. Самый крупный из них — «Спецавтохозяйства» (САХ).  Бюджет платит им фиксированную сумму: ее размер не меняется в зависимости от того, сколько снега выпало в этом месяце, как часто применяли противогололедные реагенты, сколько смен пришлось отработать технике и рабочим и так далее. Как пояснил корреспонденту РП руководитель Дирекции дорожного хозяйства Павел Кошкин, бюджет из года в год финансирование уборки улиц увеличивается на считанные проценты, которые гораздо меньше инфляции.

Тем временем в кабинет руководства один за другим входят водители. Мастер Светлана выдает им путевки, обозначает маршруты. Они давно известны, поэтому она останавливается на частностях. Одна из них красным маркером значится на флипчарте: «С утра проверка ГИБДД совместно с прокуратурой».  

– А мне вас не к кому посадить, — говорит мне мастер. Оказывается, в колоннах, которым поручено очищать от снега городские магистрали, идут двухместные машины. И на каждой кроме водителя едет стажер. Мест нет! Но после уговоров Светлана сдается.

— Ладно, посажу Вас на подсыпку, там трехместный Камаз. Но придется ждать.

Доставшийся мне Камаз сейчас в ремонте: после дневной смены у машины заклинило щетку. На подсыпке улиц песко-соляной смесью она не нужен, но Камаз уже загнали в мастерскую и успели разобрать.

Ремонт. Как живется рабочим

Вхожу в комнату водителей. Там меня ждут водитель Камаза Григорий и его напарник-стажер Дмитрий.

— Еще стажер, и куда вас столько набрали, — слегка ворчливо, но без злости говорит Гриша.

Около девяти вечера он идет выяснять, как дела у механиков. Увязываюсь вместе с ним.

— Я здесь с марта, скоро год уже, — рассказывает по дороге Григорий. — До этого работал на межгороде, но пришлось уйти. Родился второй ребенок, жена стала жаловаться, что меня вечно дома не бывает. Пришлось искать работу в городе. Сейчас зимой снег вывозим, улицы метем, подсыпаем. Летом «Бродвей» таскаю. Ну, это такая машина, ее к МАЗу подцепляют. Она пыль сметает. Так что работа есть всегда.

Мастерская — длинное здание с парой смотровых ям. В ремзоне почти абсолютный порядок. У Камаза трое механиков колдуют над редуктором щетки. Понимаем, что работы еще много — цепь еще не установили — и отправляемся назад.

– Говорят, до Нового года будет снег, у нас тут прогноз смотрели, — делится Григорий.

Убирают город круглосуточно. Смена — по 12 часов. Водители работают по два дня и в ночь с суточным перерывом. Иногда, чтобы обеспечить себе длинные выходные, кто-то берет себе  по 2 смены подряд. Зарплата водителей напрямую зависит от объема работ.

Общаюсь с Дмитрием, который пришел на предприятие неделю назад и пока стажируется.

– Не знаю, может сегодня последний день здесь, — сетует он. — Уже неделю здесь, а всего раз за руль сел. Ехали тогда в колонне. Шофера недовольны, у них план, а у меня не на автомате пока. Как тут научишься.

Дмитрию уже за тридцать. Он долго работал в Москве, но не так давно смог скопить на квартиру в Кирове. После чего жена уговорила его завязать с вахтами. Поиски работы в городе и привели его в «Спецавтохозяйство».

– Сейчас только друг звонил. Зовет к себе в напарники. Надо только лицензию охранника оформить, — рассказывает Дмитрий. — Две недели там, особо не напрягаясь, перед телевизором. И тридцатку точно заработаешь. А здесь, в Кирове, вроде бы работа есть, но найти что-то действительно стоящее так пока и не получилось.

За песком. Потерянное время

Наконец, «Камаз» выпускают. Перед выездом за ворота базы дежурный проверяет, есть ли у Гриши амуниция. По правилам безопасности, водитель уборочной машины обязательно должен быть в ярком оранжевом жилете. У Гриши они есть.

Выезжаем за ворота, и под колеса к нам едва не падает пьяная девица. К счастью, ее приятель вовремя подхватил обмякшее тело. В соседнем здании — сауна, откуда в ожидании такси и вывалилась эта компания.

По Производственной направляемся за песко-соляной смесью. Потом сворачиваем на Луганскую.

– Пару дней назад такой снегопад был, — начинает очередную историю Гриша. — Фуры начали здесь вставать. Пробки. Так мы по встречке и всяко. Лишь бы проехать. Пять машин тогда на три горы высыпал.

Добраться до пескобазы вообще непросто. Дорога разбита — последний ее участок отнимает у водителей каждый раз чуть ли не полчаса времени. Вместе с ними страдают и водители грузовиков, вывозящих снег с городских улиц, на расположенную там же снежную свалку.

Сама погрузка песко-соляной смеси вместе с взвешиванием автомобиля, проходит быстрее. Два ковша погрузчика, отметка в путевом листе и мы наконец-то отправляемся в путь.

Маршрут. «Сыпем сплошняком»

Работать начинаем в районе Щорса, Комсомольской, Попова, Сурикова. В специально оборудованном КАМАЗе есть семь кнопок, с помощью которых управляют щеткой, отвалом, транспортером и кругом.

Движемся достаточно быстро, от остановки до остановки проходим приблизительно в темпе автобуса. Водители дорожных машин следят скорее за оборотами двигателя, а не за скоростью движения. Вначале подсыпаем только остановки, перекрестки и длинные прямые участки.

Григорий постоянно то включает, то выключает подачу песка. Его правая рука оказывается то на рычаге переключения передач, то на клавишах управления транспортером и кругом. За нами остается ровный шлейф из песко-соляной смеси. Когда проходим улицу в обратном направлении, на посыпанных участках уже видны только темные пятна. Они ярко выделяются на фоне заснеженных улиц.

– Один раз Луганскую так плотно засыпал, что на обратном пути видно было, как чуть ли не ручьи текут. Соль, — объясняет Гриша.

Пару раз мы останавливаемся, чтобы очистить канал подачи песка. Во время одной из пауз поступает новая вводная: «Сыпем сплошняком».

– Ну и хорошо, тыркаться не надо, — резюмирует Григорий. — Правда, устанешь ты с нами, на пескобазу еще раза три ездить придется.

На часах уже час ночи. Время обеда. Останавливаемся около одного из кафе с фастфудом. На то, чтобы перекусить у нас 15 минут.

Потом едем дальше. Метров через 300 песок в бункере заканчивается — пора на пескобазу. Четыре километра разбитой дороги и 10 минут на то, чтобы наполнить бункер смесью. За руль садится Дмитрий. На обратном пути нас обгоняет КАМАЗ «Гордормостстроя», который работает на вывозке снега. Водитель спешит.

– У них зарплата зависит от количества рейсов, — поясняет Гриша.

– Как у вас с «ГДМС» (МУП «Гордормостстрой». — Примеч. РП) отношения? — интересуюсь я.

— Да нормально, там много наших работает, — отвечает Григорий. — Я сначала тоже туда хотел устроиться, но почему-то не взяли.

Получается, что работа у генподрядчика «ГДМС» более престижна, чем в субподрядных организациях, к которым относится и частное «Спецавтохозяйство».

Для тех, кто не спит

В 2 часа ночи. Мы же поочередно зеваем. В кабине жара. Гриша устраивается поудобнее на пассажирском сиденье, объясняет, куда ехать и погружается в полудрему. Лишь время от времени он открывает глаза, чтобы дать ту или иную рекомендацию своему напарнику:

– Держи обороты 1100 – 1200. Рассчитывай, чтобы перед светофором не останавливаться. Посмотри, что там, песок не забило? Отключай, это не наш участок. Выключил гидравлику? Теперь можно переключаться со сцеплением.

Сыплем уже Горького, едем в сторону Привокзальной площади. Время от времени попадаются автомобили. Кажется, что у водителей дорогих иномарок по ночам принято входить в повороты с заносом. Дама на «десятке» выныривает откуда-то из гаражей чуть ли не под колеса многотонного груженого снегом КАМАЗа. Дмитрий ругается матом. Смысл его слов сводится к тому, что к счастью, мы сидим не в том грузовике, который отправит девушку на тот свет.

Еще одна поездка на пескобазу. Потом посыпаем Щорса на выезде из города. Четвертый час ночи. Снегопад то затихает, то вновь усиливается. В кабине тишина. Гриша спит. Мы с Димой отчаянно боремся со сном.

Потом — снова за песком. По дороге пересекаемся с колонной, которая вывозит снег с улиц. Грейдеры убирают его с обочин, спецмашины с транспортером отправляют массу в подъезжающие грузовики. Маленький погрузчик и пара рабочих с лопатами вычищают въезды во дворы. Десятки людей бодрствуют, чтобы утром по этим улицам можно было нормально ходить и ездить.

В 50:40 утра. В четвертый раз выползаем с пескобазы по разбитой дороге. Смена. Гриша медленно спускается с пассажирского сиденья. Обходит машину, чтобы размять затекшие ноги. Делает пару тройку активных движений и запрыгивает на водительское место.

Кажется, что вместе с ним из полудремы выходит и КАМАЗ. Двигатель начинает работать бодрей. Мы успеваем посыпать песком еще пару улиц.

Просыпается и город. На улицы выезжают первые автобусы. На остановках появляются люди. Кировчане ранним субботним утром направляются на работу, на учебу, за город в лес.

– Я завтра с кем? — спрашивает Дмитрий, устраиваясь на пассажирском сиденье.

– Может и один поедешь. Не все же тебе пассажиром кататься. Снег, вон, все идет. Работы на всех хватит.

Читайте в рубрике «Общество» Квартирный вопрос разделил россиян на два лагеря«Обыкновенные люди. В общем, напоминают прежних…» («Мастер и Маргарита») Квартирный вопрос разделил россиян на два лагеря

Комментарии

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Анализ событий России и мира
Подпишитесь на «Русскую планету» в социальных сетях и читайте статьи экспертов
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»