Богоматерь Сиануквильская
Маркетри — мозаика из дерева на уровне ювелирного мастерства. Фото: из личного архива

Маркетри — мозаика из дерева на уровне ювелирного мастерства. Фото: из личного архива

В первом русском православном храме в Камбодже молятся перед иконой, созданной художником из Кирова

Архиепископ Рязанский и Михайловский Марк освятил первый русский православный храм в Камбодже, в городе Сиануквиль. С благословения патриарха Московского и всея Руси Кирилла православные храмы будут построены еще в двух городах этой страны — Пномпене и Сием Рипе. Строительство ведется на добровольные пожертвования.

Художник Константин Кривошеин, работы которого можно увидеть во многих церквях Кировской области, написал для новых храмов две иконы — Богоматери Сиануквильской и Казанской Пресвятой Богородицы. Он рассказал «Русской планете», почему эти иконы вызвали возражения у ортодоксов, но получили благословение архиепископа.

– Константин, как давно вы занимаетесь иконописью?

– Не совсем корректно говорить, что я занимаюсь именно иконописью. Я занимаюсь маркетри — мозаикой из дерева. И мои иконы не написаны красками, а выполнены из дерева разных пород. Роль красок в них играет цвет древесины — у каждого дерева он свой, особенный.

Впрочем, мои работы немного отличаются от традиционных изделий, выполненных в технике маркетри. Создавая свои произведения, большинство мастеров, работающих как в нашей стране, так и по всему миру, ограничиваются исключительно инкрустацией из дерева. Я же использую множество дополнительных приемов и техник. Это позволяет мне насытить работы мелкими деталями, которые людям потом интересно рассматривать.

– Что это за приемы и техники?

– Самые различные. Это и выжигание, и гравировка, и инкрустация другими материалами, а также тиснение золотом и многое другое. Мне часто говорят, что именно это делает мой стиль узнаваемым и неповторимым — на уровне ювелирного мастерства. Я не возражаю (Улыбается.). Пусть так.

– Вы занимаетесь маркетри профессионально, или это лишь хобби?

– Я и занимаюсь, и зарабатываю на жизнь исключительно этим. Собственная мастерская у меня появилась в 1991 году. Естественно, за годы, прошедшие с тех пор, я внес в технику маркетри множество новшеств, секрет которых известен только мне. Отсюда и результат, и добрые отзывы от моих клиентов.

– Давайте вернемся к иконописи. Исследователь православного искусства академик Борис Раушенбах отмечал, что в русской православной иконе используется исключительно обратная перспектива вместо прямой. Это позволяет создать впечатление, что не человек смотрит на икону, а икона на человека. Ваши работы соответствуют этому канону?

– Естественно, я это знаю и использую. Но все это касается лишь линейной перспективы, где точка схода лежит вне плоскости картины или иконы. И если прорись предусматривает это, то, конечно, так делаю и я. Иконопись вообще очень консервативна, и какие-то новшества в ней не приветствуются. Я не изобретаю нового. Вот разве что только этот случай с Богоматерью Сиануквильской… Ну это уж как Бог дал!

Еще раз хочу подчеркнуть, что я ни в коем случае не позиционирую себя как иконописца. Я художник и занимаюсь декоративно-прикладным искусством. И это просто какой-то промысел Божий, что мне выпала такая честь и судьба — ввести в историю православного искусства новый извод (В средневековой иконографии извод — одна из разновидностей установленного канона. — Примеч. ред.) Пресвятой богородицы!

Любое священное изображение, где все персонажи узнаваемы и подписаны, будет считаться каноническим. Фото: из личного архива

Любое священное изображение, где все персонажи узнаваемы и подписаны, будет считаться каноническим. Фото: из личного архива

– В православной традиции считалось: чтобы создать икону, на иконописца должна снизойти особая благодать. До того, как приступить к работе, он должен был очистить душу и помыслы постом и молитвой. Было ли у вас нечто подобное? Получали ли благословение на создание икон?

– Иконописный промысел на Руси всегда был очень развит. Целые деревни Мстёры, Палеха, Холуя и многих других территорий занимались им. На ярмарки иконы свозили возами и делали на этом целые состояния. Кто же сейчас знает, как там эти люди постились и молились, у кого испрашивали благословения?

Что касается меня, то до того, как попробовать себя в роли иконописца, я получил благословение на это поприще от нашего вятского Владыки Хрисанфа. К сожалению, сейчас у нас на Вятке абсолютно все изменилось, сменились все священники. Я с ними не знаком, и с нашей епархией не сотрудничаю. Сделать иконы Богоматери Сиануквильской и Казанской Пресвятой Богородицы было полностью моей инициативой. Слава Богу, что эта идея нашла отклик у православной диаспоры Камбоджи. Для меня это самое главное!

– Многие ли из русской диаспоры проявляют интерес к православию, учитывая, что на зимовку в Камбоджу приезжают в основном фрилансеры: программисты, журналисты — то есть представители профессий, среди которых воцерковленных людей мало?

– Это правда, истинно православных верующих людей в Камбодже не много. На освящении закладного камня нового храма было, по моим наблюдениям, всего человек 50. А вся диаспора, может быть, насчитывает человек 200, постоянно там живущих. Хотя я могу и ошибаться, на это есть официальная статистика — если кому-то интересно, всегда можно уточнить.

А на зимовку в Сиануквиль, конечно же, приезжает много русского люда, весьма далекого от православия, да и от какой бы то ни было религии вообще. Журналисты, программисты — все они там, конечно, есть. Хотя на самом деле кого там только не встретишь!

Иконы вятского художника смогут увидеть прихожане первого русского православного храма в Камбодже. Фото: из личного архива

Иконы вятского художника смогут увидеть прихожане первого русского православного храма в Камбодже. Фото: из личного архива

– Вы сами привезли иконы в Камбоджу, чтобы подарить их строящемуся храму?

– Сначала я привез две иконы из России в Таиланд. Там, в городе Паттайя, мне удалось договориться о встрече с архимандритом Олегом (Черепаниным) — духовное попечение о пастве в Камбодже осуществляет представительство Русской церкви в Таиланде. Мы встретились с ним в небольшой православной церкви, стоящей где-то на окраине города. Я рассказал про свое желание подарить работы строящемуся храму в Камбодже. Тогда я еще, конечно, не был уверен, какой будет реакция на мои иконы, выполненные в столь непривычной и незнакомой технике. Но, на удивление, реакция была позитивной. Отец Олег внимательно их рассмотрел и сказал: «Все хорошо, можешь оставить иконы нам, и мы сами отвезем их на машине в Камбоджу. Или, если есть возможность, отвези их сам». Я ответил: «Я сам!» — и поехал в Сиануквиль.

И вот 11 февраля 2014 года епископ Марк на торжественном освящении закладного камня нового храма во имя великомученика и целителя Пантелеймона освятил и мои иконы!

Всего в этот день новый храм получил в подарок четыре иконы: две из них мои, и еще две — работы какого-то местного иконописца. Всех нас в этот день наградили памятными молитвословами.

– Ни у кого не вызвала возражений необычная техника исполнения?

– Уже после освящения местный иконописец все же не удержался и обратился с вопросом к отцу Олегу: «Что же это такое? Это же не каноническая икона! Как же так?!» И знаете, что ответил он: «Брат мой, любое священное изображение, где все персонажи узнаваемы и подписаны, будет считаться каноническим». После чего привел в пример коптские иконы, самые древние из сохранившихся до наших дней. Они вообще похожи на детские наивные рисунки! И добавил, что не важно, из чего сделана икона, нарисована она красками или изготовлена вообще без них. «Пути Господни неисповедимы, — так сказал представитель РПЦ. — Человек задумал, привез через столько границ, преодолел такое расстояние, подарил, а владыка еще и освятил! И от этого факта уже никуда не денешься. И это уже вошло в историю. Разве это не есть промысел Божий?»

Ну что тут скажешь, что возразишь? С этим все согласились. И все дружно пошли фотографироваться у памятного креста.

Потом был торжественный обед в ресторанчике на берегу моря. Дьякон дивным басом пропел «Многая лета», чем сильно удивил весь камбоджийский персонал ресторана (Смеется.). Обед прошел в дружественной, приятной атмосфере, с тостами за процветание Русской православной церкви в Камбодже.

– Обе иконы вашей работы останутся в православном храме в Сиануквиле?

– Полагаю, что икона Казанской Пресвятой Богородицы со временем окажется во втором православном храме Камбоджи, в городке Сием Рипе. Он освящен во имя Казанской иконы Божией Матери.

– А почему вы решили подарить иконы именно храмам Камбоджи, а не Таиланда, например?

– Начиная с 2010 года, я каждый год уезжаю зимовать в Камбоджу. Эта страна многое значит для меня. И я очень рад, что мои иконы смогут увидеть прихожане первого в этой стране русского православного храма. Кстати, я собираюсь подарить копию иконы Богоматери Сиануквильской одному из вятских храмов. Для меня это станет символом братского единства православных людей Камбоджи и Вятки.

Что касается Таиланда… На острове Ко-Чанг, где я тоже часто бываю, сейчас собираются строить православный храм. В следующую поездку туда сделаю икону и для этого храма. 

Читайте в рубрике «Общество» Как выиграть призы на Alfa Future PeopleГлавной сенсацией фестиваля, который пройдёт с 10 по 12 августа в Нижнем Новгороде, станет анонсированное получение ценных подарков от партнёров Как выиграть призы на Alfa Future People

Комментарии

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Читайте только самое важное!
Подпишитесь на «Русскую планету» в социальных сетях и читайте наиболее актуальные материалы
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»