«Они не живые»
Модель из 3D-принтера. Фото: Алексей Вологдин

Модель из 3D-принтера. Фото: Алексей Вологдин

Заменят ли мастеров литья и столярного дела современные 3D-принтеры

Кировская группа «Роднополисы» в песне призывает: «Делай вещи!» И рекомендует слушателям работать мастерами, а не бухгалтерами и менеджерами. Ремесла поддерживает и правительство. Но разработчики 3D-принтеров считают иначе. Как оценивают ситуацию в профессионалы сфере известные в городе мастера — столяр Александр Репин, а также литейщик и инженер-конструктор Сергей Порозняков — выяснял корреспондент РП.

Тонны китайских дверок

– «Ручная работа», которую сейчас приравнивают к искусству, раньше была только ремеслом. Раньше в Слободском колокольчики сотнями пудов отливали. А сейчас человек отливает один и гордится этим, — говорит Сергей. — Меня познакомили с Борисом Вяземским, который торгует в Москве чугунным литьем. Он предложил наладить производство в Кирове чугунных печных дверок, которые сейчас по его эскизам делают в Китае, кстати, из российского чугуна. В итоге на одном из наших заводов с горем пополам отлили ему 100 дверок.

Но, как рассказал Сергей, сделка так и не состоялась. За то время, пока у нас на Вятке делали и переделывали 100 штук, китайцы отлили два контейнера по 20 тонн.

– Когда варишься в Кирове в собственном соку, — продолжает Сергей Порозняков, — кажется, что мы такие уникальные, такие талантливые. А на самом деле посмотришь по сторонам, и оказывается, что на Украине те же колокольчики стараются сделать аккуратно, пусть и потратят на это немного больше времени. А в Китае вообще крестьяне в простейшей печи льют не хуже, и при этом не заявляют: «Да ну, какая-то мелочевка, время только тратить».

Александр Репин недоволен работой некоторых коллег:

– Сейчас пока нет своей мастерской, меня пустил давний знакомый. Вот работаем, а мне напарник говорит: «Посмотри, парень явно что-то не то делает». Подошел. Действительно, человек, который себя называет столяром, подает на циркулярную пилу доски с противоположной стороны.

Когда слышишь такие истории, начинаешь осознавать разницу понятий «ремесленник» и «кустарь», которую выделял социолог Макс Вебер. Первые берут качеством, а вторые — количеством.

Копируй это

– Смотри, — продолжает рассказ резчик и реставратор Александр Репин. — Когда-то работал в «ВКМ» («Вятские кустарные мастерские» — организация специализирующаяся главным образом на изготовлении иконостасов. — Примеч. РП). Думаешь, там больше зарабатывали те, кто старался сделать хорошо, досконально повторить эскиз? Нет. Те, что грубо и топорно гнал объемы. Вообще, мастера — вымирающий вид. Сейчас есть копировальные станки. Загрузил туда эскиз или слепок, он тебе за ночь сделает столько копий, на сколько резчик потратит больше недели.

– Все новые технологии — это попытка заменить человеческие руки, механизировать, автоматизировать труд. В этом нет ничего нового, — считает руководитель центра прототипирования Вятского госуниверситета Илья Лянгасов. — Объективно людей, которые готовы расходовать время на ручной труд, становится меньше, времени у всех мало. Когда стоят задачи увеличения скорости производства и быстроты реакции, машины более предпочтительны.

При этом Илья не считает, что продукты 3D-принтеров смогут полностью заменить ручную работу. На ее долю останется только узкая ниша самовыражения чувств и эмоций человека.

– Если мы будем двигаться по той колее, по которой сейчас идет мировая цивилизация, — продолжает Илья Лянгасов, — то, скорее всего, прототипирование постепенно вытеснит ручной труд. Эти тенденции прогнозируемы, вопрос только в сроках. Но, если работы в этом направлении буду вестись также активно, как сейчас, то мы придем к этой цели.

Как будто продолжая мысль руководителя ФабЛаба ВятГУ, реставратор Александр Репин говорит:

– Знаешь, я вот сейчас думаю, что когда-то все мастера вымрут. И тогда наступит мне счастье. Я останусь эдаким мастодонтом. И всем придется обращаться только ко мне. Но, правда, гложут сомнения. Сейчас у меня есть несколько постоянных заказчиков: один не молод, второй после операции на сердце. А будет ли кто-то после них?

Чтобы проиллюстрировать эту мысль, Александр сравнивает два образа. Старые художники академической школы, которые с помощью одного карандаша стремились передать фактуру материала, будь то человеческая кожа или гипс. И современные дизайнеры, которые вместе с родинками могут и пупок стереть, и на рекламу федеральной сети супермаркетов посадить семью, на каждого члена которой свет падает из абсолютно разных точек.

– Уже сейчас подавляющее большинство этого не видит. А если людям и так нравится, то зачем дизайнеру тратить время? Быстро слепил макет, получил немаленькие деньги, побежал дальше. Зачем этому поколению нужны уникальные вещи, в которых каждый мазок или рез говорит об авторе?

Машинам не победить?

Один из героев фильма «Москва слезам не верит» убеждал окружающих, что скоро наступит эра «сплошного телевидения», а театр умрет. Прошло уже больше 30 лет после назначенного срока, но это время так и не наступило. Возможно, и эры «сплошного прототипирования» тоже не будет?

– Сейчас все бегут, зажаты в очень жесткие рамки. Я называю это — беличье колесо. Надо лишь уделить чуть больше времени, чтобы сделать немного поаккуратней, как делали наши деды. У нас в литейном производстве на модель не просто надо навалить землю, а вначале просеять ее, — делится мнением Сергей Порозняков. — Сколько я ни пытался отдавать делать модели на 3D, все равно приходится дорабатывать, дотирать до того, чтобы она стала ближе к идеалу. Нет ничего, что сделает 3D-принтер, что бы не сделал опытный модельщик на старом фрезерном станке.

Сергей рассказал, что одна из столичных литейных фирм сделала ставку на использование 3D-станка для изготовления моделей. Все у них замечательно, ограждения, которые они делали, ровненькие. Но заказчики стали возвращать эти внешне безупречные вещи. В фирме стали интересоваться, что же не устраивает покупателей. «Они неживые, — отвечают заказчики. — Мы их установили, покрасили. А нам говорят: “Они у вас из пластмассы, штамповка или как?”»

– А люди старались сделать как можно лучше. Так что, если это не касается блендеров, кофейников и пылесосов, а речь идет о декоративном чугуне, например, то это лучше изготовить вручную. В общем-то, профессия скоро станет в дефиците. И одними 3D-станками мы не обойдемся, — подытожил Сергей Порозняков.

Читайте в рубрике «Общество» Любимые автомобили российских охотниковКаким должен быть автомобиль, транспортирующий человека с ружьем на место охоты и обратно? Любимые автомобили российских охотников

Комментарии

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Не пропустите лучшие материалы!
Подпишитесь на «Русскую планету» в социальных сетях
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»